Виды амортизаторов: как выбрать подходящий
В подвеске любого автомобиля амортизатор — центральный элемент. Его важнейшая цель — обеспечить плавный ход машины и, соответственно, комфорт водителя и его пассажиров при езде. Современная автоиндустрия предлагает множество видов амортизаторов, поэтому при необходимости замены водители часто испытывают затруднения. Мы поможем выбрать наиболее подходящий амортизатор для вашего авто без риска.
Амортизаторы и их основные функции
Амортизаторы обеспечивают непрерывный контакт колёс с дорогой и помогают нивелировать толчки и колебания при движении. Механизмы устанавливаются близко от колёс (чаще — сразу за ними) и моментально сглаживают механические нагрузки.
При разгоне машина немного отклоняется назад — сцепление передних колёс с дорожным покрытием становится хуже. Во время резкого торможения ситуация противоположная: ухудшается сцепление задних колёс с дорогой. В этот момент срабатывают амортизаторы: они удерживают авто в горизонтальном положении, не давая машине слишком сильно наклониться вперёд или «просесть» назад. Амортизаторы стабилизируют машину при езде по выбоинам и в поворотах.
Из-за некачественной работы и износа пружин автомобиль при наезде на препятствия трясётся и шумит, начинает «вилять» и теряет управляемость. Подобные ситуации являются аварийно-опасными, поэтому важно регулярно проверять исправность подвески и непосредственно амортизаторов.
Принцип работы
Чтобы разобраться, какие бывают виды амортизаторов, необходимо рассмотреть принципы их работы. Современные авто оборудованы 4 амортизаторами: по 1 на каждое колесо. Конструкция амортизаторов очень проста: они состоят из цилиндрического сосуда, в нижней части которого находится масло или масло и газ, в случае с газовыми амортизаторами. В верхней части — шток с поршнем, плотно закрытый специальными прокладками и крышкой.
Шток оснащён клапанами с разной пропускной способностью, большей при сжатии и меньшей при натяжении. Поэтому колебания с пружины принимаются максимально быстро (шток опускается), а затем медленнее гасятся (шток поднимается).
Виды и типы амортизаторов
В зависимости от состава содержимого цилиндра выделяют следующие виды амортизаторов для автомобилей:
- масляные;
- газовые (как подтип можно выделить газомасляные).
А по количеству трубок их механизмы делятся на двухтрубные и однотрубные. Последние уже мало распространены, поэтому остановимся на масляных и газомасляных двухтрубных амортизаторах.
Как сделать верный выбор
Каждый вид амортизаторов имеет преимущества и недостатки, которые следует учитывать при выборе конструкции. Так, наиболее простые конструктивно масляные амортизаторы хороши для городских дорог с нормальным покрытием и для водителей со сдержанной манерой вождения. А вот для любителей «погонять» или проехаться по бездорожью масляные амортизаторы малоэффективны и быстро выходят из строя. Механизм теряет свои пружинящие свойства и перестаёт выполнять важнейшую функцию стабилизации авто.
Поэтому если машина регулярно используется на некачественном дорожном покрытии или вовсе в условиях бездорожья, владельцу стоит обратить внимание на жёсткие газовые (газомасляные) амортизаторы. В их резервуарах помимо масла используется газ под высоким давлением. Он позволяет отводить тепло, благодаря чему масло не пенится, и вся конструкция работает дольше. Кроме того, такие амортизаторы обеспечивают гораздо более плотное сцепление автомобиля с дорогой, лучшую управляемость и более быстрое торможение, чем масляные.
Из минусов газовых амортизаторов — высокая стоимость, по сравнению с масляными, и, так называемый, эффект тряски. Данные механизмы плотно удерживают сцепку с дорогой, однако не так качественно, как масляные, сглаживают толчки в салоне. Таким образом, езда на машинах с газовыми амортизаторами более жёсткая и менее комфортная для водителя и пассажиров.
Какой должна быть пружина амортизатора
Не стоит забывать о таком важном элементе подвески, как пружина. Именно её колебания, переданные во время езды с колёс, гасят амортизатор. Виды пружин амортизаторов разделяют на жёсткие и средне-жёсткие. Правильно подобранные пружины позволяют удерживать угол наклона (крена) авто на уровне 2-3 градусов.
Определённая жёсткость и форма пружины прописываются производителем конкретной марки автомобиля. Поэтому в целях безопасности сильно отклоняться от этих рекомендаций не следует. Так, при установке слишком жёсткой пружины управляемость автомобиля на бездорожье может ухудшится на 15-20%, толчки в салоне будут ощущаться очень сильно. Напротив, установка слишком мягкой пружины обеспечит комфорт при езде, но на поворотах и при резком торможении машина будет вести себя непредсказуемо.
Когда менять амортизатор
Срок службы амортизаторов всегда прописывается его производителем и составляет 4-5 лет при среднем пробеге 20 000 км в год. Однако у водителей с агрессивной манерой езды, а также у тех, кто вынужден много ездить по бездорожью, амортизатор может выйти из строя уже через 1-2 года после установки и даже раньше.
Кроме того, амортизаторы быстро выходят из строя при неправильной установке или при их замене на сомнительные китайские подделки. Чтобы подобного не происходило, рекомендуется покупать качественные товары в проверенных автомобильных магазинах, выбирать амортизаторы, рекомендованные производителем авто и доверять установку механизмов специалистам.
Основные признаки того, что амортизаторы пора заменить:
- Машина теряет управляемость, кузов раскачивается при езде.
- В салоне становится шумно, водитель и пассажиры ощущают «каждую кочку».
- Из-за неправильного сцепления с дорогой быстро стираются покрышки.
- Преждевременно изнашивается сальник и сайлентблоки.
При появлении одного или же нескольких из перечисленных «симптомов» необходимо незамедлительно отправиться в проверенный автосервис и показать подвеску авто специалистам, которые проведут диагностику на профессиональном стенде.
Ждём вас в AutoMD. Дадим точную оценку состояния подвески вашего автомобиля и устраним неполадки в амортизаторах и других элементах подвески. Не нужно рисковать: доверьте свою безопасность надёжному автосервису!