Что такое вариатор
Большинство современных автомобилей с автоматической трансмиссией имеют коробки следующих типов:
- гидромеханические коробки — наиболее распространённые;
- роботизированные коробки — устанавливаются на автомобили премиум-класса;
- бесступенчатые коробки или вариаторы — устанавливаются в авто премиум-класса японскими и некоторыми европейскими автопроизводителями, в России встречаются довольно редко.
Поговорим о том, как ездить на вариаторе, что он из себя представляет и какие имеет преимущества.
Что такое вариатор: достоинства и недостатки
Вариатор (CVT, бесступенчатая коробка передач) — специальное устройство, которое передаёт крутящий момент от двигателя колёсам с максимально плавной заменой передаточного отношения.
Как же работает вариатор на автомобиле? Система работы бесступенчатой коробки довольна проста, её основные принципы разработал ещё Леонардо да Винчи. В жизнь они были претворены в середине прошлого века, однако массовое производство авто с вариаторами началось около 15 лет назад.
Разберёмся, как устроен вариатор. В отличие от других автоматических коробок, в вариаторе нет фиксированных передач — он оборудован специальным ремнём или цепью, которая крутится по коническим шкивам. Изменение передаточного отношения, скорости вращения и крутящего момента выходного вала зависит от диаметра шкивов в определённом месте вращения ремня. По этой причине движение на автомобиле с вариатором происходит максимально комфортно, без толчков и рывков. Это важнейших плюс коробки.
Другое неоспоримое преимущество таких авто — экономичность: расход топлива на 15-20% меньше. Это особенно ощутимо при езде на большие расстояния.
Машины с подобным оснащением разгоняются значительно быстрее автомобилей с обычными автоматами или механикой — на переключение передач не тратится ни секунды, поскольку их просто нет.
Кроме того, автомобили с бесступенчатыми коробками более экологичны: они выделяют в атмосферу значительно меньше вредных веществ, чем авто с другими КПП.
Однако не обошлось и без недостатков:
- Авто с вариаторами нуждаются в частой и дорогостоящей замене масла.
- Бесступенчатые коробки могут быть установлены только на машины с мощностью до 220 лошадиных сил.
- Грубая эксплуатация и агрессивный стиль вождения приводят к быстрому выходу вариатора из строя.
- Ремонт крайне дорогой, не каждый специалист обладает достаточной компетенцией.
- Обслуживание машины на 10-15% дороже чем обслуживание авто с обычным автоматом.
Как пользоваться вариатором и обслуживать его
Как и в автомобилях с классическими АКПП, в машинах с CVT нет педали сцепления, а режимы управления аналогичны:
- паркинг (остановка);
- драйв (движение);
- нейтраль (в основном стоянки на наклонной плоскости);
- лоу (движение в сложных условиях и при буксировке);
- спортивный режим (для максимально быстрого разгона);
- экономичный режим (для размеренной плавной езды).
Бесступенчатую коробку также следует регулярно «заправлять» трансмиссионным маслом. Однако для вариатора следует использовать специальные составы для качественной смазки трущихся поверхностей и предотвращения их проскальзывания.
Если пропустить время замены масла, ремень вариатора будет скользить по дискам и деформировать их, что приведёт к выходу коробки из строя. Автопроизводители настоятельно рекомендуют покупать конкретную смазку, «заточенную» под определённую коробку. Производить замену масла нужно через каждые 25-30 тысяч километров.
Распространённые проблемы
Главная и, пожалуй, единственная проблема CVT — низкая износостойкость по сравнению с обычными автоматами или механикой. Производители указывают срок бесперебойной работы бесступенчатых коробок в 200 тысяч километров. Однако при эксплуатации в условиях бездорожья и холодного климата, характерных для России, коробки начинают «барахлить» и через 150-180 тысяч километров пробега. Особенно часто с такой проблемой сталкиваются автомобилисты, покупающие машину с рук.
Наиболее распространённые поломки бесступенчатых коробок:
- Разлом шлицов маховика — опытный мастер быстро устранит поломку;
- Плавают обороты — подобное происходит при забитой топливной системе или испорченных свечах, но проблема устранима;
- Деформация и последующий разрыв ремня — самый неприятный и затратный вариант, при котором запчасть необходимо менять полностью.
Профессионалы сходятся в едином мнении: чтобы продлить жизнь авто с вариатором и поберечь свои нервы, необходимо своевременно менять масло и использовать жидкость, рекомендованную автопроизводителем. Также не следует лихачить на дорогах. По возможности лучше перейти на спокойный тип вождения с плавным разгоном и торможением.
В AutoMD работают с машинами любого типа и знакомы с вариаторами не понаслышке. Если ваша машина непредсказуемо ведёт себя на дороге — пришло время технического осмотра. Мы ждём вас и всегда рады помочь!