Головка блока цилиндров – ремонт или замена?
Даже незначительные неполадки в работе головки блока цилиндров двигателя ведут к поломке всего механизма. При износе составных ГБЦ мотор постепенно теряет мощность, а расход бензина увеличивается. Несвоевременные диагностика и ремонт закономерно приводят к отказу других узлов и аварийным ситуациям на дороге. В целях безопасности автовладельцы должны вовремя реагировать на «тревожные звоночки» в работе головки блока цилиндров и двигателя в целом.
Что такое головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров — металлическая деталь, состоящая из множества конструктивных элементов. Она играет важнейшую роль в работе всего двигателя. Именно в эту конструкцию монтируются клапаны ГРМ (газораспределительного механизма), распределительный вал и топливные форсунки. Через ГБЦ идут каналы для подвода масла к подшипникам и обратно. Внутри головки циркулирует охлаждающая жидкость, препятствующая перегреву мотора, а снаружи проходят трубопроводы.
Для герметизации всей системы сверху на головку надевается специальная крышка с резиновой прокладкой-уплотнителем. Через отверстие в крышке производится подача моторного масла. ГБЦ двигателя выполняет сразу несколько функций:
- обеспечивает правильное течение процесса сгорания;
- регулирует газообмен;
- контролирует температуру двигателя и защищает его от перегрева;
- является базой для множества важных узлов (от форсунок до турбокомпрессора);
- крепления головки обеспечивают нужную жёсткость остова двигателя.
Как определить проблемы в работе ГБЦ
ГБЦ всегда работает в условиях значительного напряжения. В ней находится самая горячая часть двигателя — межклапанный мост камеры сгорания. Сама поверхность камеры постоянно пребывает под воздействием высоких температур и агрессивной химической среды. Также головка блока цилиндра испытывает серьёзные механические нагрузки из-за давления рабочей смеси и постоянного движения многочисленных составных деталей. В связи с этим возникают следующие неисправности:
- проблемы с газораспределительным механизмом;
- износ направляющих клапанов и распредвала;
- растрескивание масляных магистралей и рубашки охлаждения;
- прогорание (стирание) прокладки;
- деформация головки.
Зачастую неисправности дают о себе знать стуком клапанов и снижением мощности мотора. Машине также бывает трудно тронутся с места. Если же речь идёт о растрескивании магистралей — в картере мотора появляется эмульсия.
Ремонт головки блока цилиндров
Зачастую бесперебойную работу ГБЦ можно восстановить при помощи профессионального ремонта. Однако в случае деформации и коробления головки, а также при растрескивании магистралей внутри двигателя, необходима полная замена головки блока цилиндров. Без проведения этого дорогостоящего мероприятия машина работать не сможет.
Ремонт ГБЦ автомобиля следует доверить специалистам надёжного автосервиса. В ходе диагностики мастер точно определит проблемные места двигателя и расскажет, как можно устранить неполадки. Обязательной также является проверка герметичности полостей ГБЦ на специальной установке. Самостоятельно сделать это невозможно.
Качественный ремонт головки — процедура довольно длительная. Она предполагает переборку всего узла с последовательной проверкой каждой детали. В некоторых случаях требуется шлифовка привалочной плоскости головки или её полная замена.
Как снять и установить ГБЦ: рекомендации
Для того, чтобы отремонтировать или заменить головку блока цилиндра, её необходимо извлечь из автомобиля. Важно сделать это правильно! Лучше предоставить эту работу квалифицированным специалистам. Некоторые автовладельцы при снятии детали допускают серьёзные ошибки: откручивают болты без специального оборудования, путают и обрывают трубки. Некорректные действия могут привести к фатальным последствиям для ГБЦ. Представляем ТОП-6 советов по самостоятельному снятию и установке головки блока цилиндров.
- Чтобы не сбить фазы газораспределения, перед съёмом распредвал и все трубки стоит маркировать.
- При откручивании крепёжных болтов не нужно спешить — вначале болт следует ослабить на пол-оборота и только после этого полностью проворачивать.
- Даже если старые болты визуально не повреждены, при сборке головки нужно использовать новые крепления. Затягивать болты также стоит до предела.
- Снимать пружины клапанов можно только при помощи специальных инструментов-съёмников (молотки и плоскогубцы в данном случае только разрушают детали).
- При переборке ГБЦ обязательна замена прокладки трубопровода.
- Перед ремонтом головку нужно обязательно очистить и отмыть от нагара.
Когда необходима диагностика ГБЦ
При отсутствии видимых признаков неисправности ГБЦ бензинового двигателя диагностика проводится нечасто, через 150-200 тысяч километров пробега. Однако если двигатель сильно перегревался, заправлялся низкокачественным маслом и охлаждающей жидкостью, проверить работоспособность ГБЦ лучше заранее. Что касается дизельных двигателей — проверять работу их ГБЦ необходимо чаще и тщательнее. Это объясняется большим рабочим давлением по сравнению с бензиновым двигателем. Также у дизельных двигателей бывают отдельные головки для каждого цилиндра и перебирать их следует все по отдельности.
Для диагностики, ремонта или замены ГБЦ обращайтесь в автосервис AutoMD. Наши специалисты проведут точную диагностику работы всех узлов головки и предложат несколько вариантов решения проблемы. AutoMD: сервис для вашей безопасности.