Рулевая рейка: возможные неисправности
От технического состояния рулевой рейки зависит управляемость транспортным средством. Любые поломки этого узла создают серьёзную опасность как для пассажиров вашей машины, так и для других участников движения. Прежде чем рассматривать неисправности рулевой рейки, хотим обратить внимание на важные конструктивные особенности.
Как работает рейка
Синхронизация положения руля и угла поворота колёс построена на принципе червячной передачи. При изменении положения руля приводится в действие приводная шестерня, («червяк»). Она находится в зацеплении с зубчатым элементом, который с помощью тяг смещается в нужную сторону в зависимости от того, повернул водитель руль влево или вправо.
Рулевые узлы различаются по типам:
- Механический. Такие узлы устанавливались в первые автомобили. Они по сей день встречаются в моделях эконом-класса. Чтобы повернуть колёса, водителю необходимо приложить силу.
- С гидроусилителем (ГУР). Благодаря гидравлическому насосу рейка легче сдвигается с помощью масла. Водителю не приходится налегать на руль.
- С электроусилителем. Вместо масла используется электромотор.
Каждый тип имеет свои конструкционные особенности и характерные уязвимости. Однако признаки неисправности этого узла во многом схожи во всех авто.
Автомобили с проблемной рулевой
Практически у любой модели есть своя слабость. Делимся с вами списком автомобилей с особо чувствительными рейками:
- Honda Accord. Нюанс заключается в том, что поломка узла у «Аккорда» в большинстве случае сразу влечёт замену.
- Honda CR-V. Машина очень популярна на рынке б/у моделей. Но вы мало где встретите информацию, что рейка — один из самых проблемных узлов 1-го и 2-го поколения CR-V.
- Peugeot 107 и «старше». Эти модели особенно требовательны к качеству дорожного полотна. В результате рейка ломается уже на 25-30 тыс. км.
- Практически весь модельный ряд BMW 2000-2008-х годов. Рулевая работает исправно до 50-80 тыс. км. пробега.
- Ford Focus. В целом автомобиль надёжный. Но практика показывает, что проблемы с обсуждаемым узлом стабильно начинаются при пробеге от 150 тыс. км.
Как определить неисправность
По косвенным признакам сложно безошибочно определить причину проблемы. Но если вы заметили хотя бы один из перечисленных ниже признаков, обратитесь за диагностикой рулевой рейки:
- Стук, который слышно только на кочках, искусственных дорожных неровностях и плохой дороге.
- Вибрации в руле.
- Руль внезапно становится «тугим», когда пришлось резко затормозить.
- Произвольный поворот руля.
- Люфт руля, нетипично лёгкий поворот.
- Руль не возвращается в изначальное положение.
- Чтобы повернуть колёса, руль приходится чересчур сильно поворачивать.
- Появление луж масла под машиной, если у вас рулевая с ГУР.
Мы успешно устраняем признаки неисправности рулевой рейки в сервисе AutoMD. Приезжайте к нам на диагностику, если в вашем автомобиле появились признаки поломки.
Причины проблемы
Рулевую «убивают» следующие ошибки водителя:
- Преодоление «лежачих полицейских», трамвайных путей и бордюров на полной скорости.
- Желание подрифтить. Рейка автомобиля не рассчитана на сверхнагрузки при управляемом заносе. Иногда достаточно одного неудачного поворота, чтобы исправная рейка потребовала срочного ремонта.
- Привычка оставлять машину зимой с вывернутыми колёсами.
- Резкое вхождение в поворот, когда автомобиль с ГУР ещё не успел достаточно прогреться.
Не всегда неисправность вызвана действиями водителя. Существуют объективные причины неисправности рулевой рейки. Ниже мы собрали самые распространённые случаи.
Коррозия механизмов
Зачастую ржавчина появляется из-за нарушения герметичности пыльников — кожухов из резины для защиты подвижных элементов узла. Иногда после ремонта пыльники крепят с помощью пластиковых хомутов вместо металлических затяжек. Так быстрее, но герметичность нарушается. Другая причина — износ резины. В любом случае оголяется металл, который из-за грязи и конденсата неизбежно ржавеет.
Износ картера гидроусилителя
Со временем в масло могут попасть небольшие металлические частицы. Жидкость разносит их по узлу. В результате увеличивается износ стенок картера.
Износ или поломка зубьев
Зубья обычно не восстанавливают, а заменяют на новые. Ситуация опасна тем, что может сильно пострадать шестерня или весь узел целиком.
Как исправить ситуацию
Первым делом необходимо продиагностировать автомобиль, выявить точную причину и оценить состояние деталей. Приглашаем вас на диагностику рулевой в AutoMD. Чем раньше вы обратитесь, тем больше шансов устранить неисправность быстро и без крупных затрат. Будем рады вам помочь!